Судомоделизм
— массовый технический вид спорта, проектирование, постройка моделей кораблей.
К самоходным
моделям относят все плавающие модели судов, которые приводятся в движение
парусами или механическими двигателями. Несамоходная настольная модель — уменьшенная
копия настоящего судна — образец ювелирной точности, изящества, мастерства.
Настольные макеты участвуют только в стендовых соревнованиях, где оцениваются
их внешний вид и масштабность, т. е. соотношение с истинными размерами корабля.
У нас в стране
первое официальное соревнование морских судомоделистов было проведено летом
1940 г. С 1949 г. эти соревнования стали ежегодными, появился новый технический
вид спорта. Внутри страны спортсменов-судомоделистов объединяет Федерация
судомодельного спорта СССР, а в мировом масштабе — Международная федерация
судомодельного спорта (Н А В И Г А). Классификация судомоделей. Все модели
судов и кораблей условно разделены на 8 классов. В первых двух классах собраны
самоходные модели военных кораблей и гражданских судов, в 3-м — модели
подводных лодок, в 4-м — модели кораблей и судов на подводных крыльях, в 5-м —
скоростные кордовые модели (с двигателем внутреннего сгорания). В 6-м классе
объединены управляемые модели: скоростные (с электродвигателем и с двигателем внутреннего
сгорания) и фигурного курса. -7-й класс представлен моделями парусных яхт, и
наконец, в 8-й класс входят все настольные макеты.
Самоходные модели
судов и кораблей делятся не только по типу (военные, гражданские, подводные
лодки, яхты), но и по размеру корпуса (длине) и типу двигателя, поэтому каждый
класс разбит еще и на категории. У яхт основной критерий деления на категории —
площадь парусов.
Самоходная модель,
подготовленная для соревнований, должна строго соответствовать прототипу
(настоящему судну или кораблю), вплоть до мельчайших деталей на палубах и
надстройках, мостиках и мачтах. На модель разрешается устанавливать любой
двигатель (механический, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания);
главное, чтобы она двигалась с масштабной скоростью, которая зависит от
масштаба, в котором построена модель, и скорости прототипа.
Модели, в корпусе
которых установлены специальные устройства (радио, световые и акустические) для
приема сигналов с берега, называют управляемыми. Модели этого класса помимо
скорости должны обладать хорошей маневренностью: ведь на дистанции им
приходится не только проходить узкие ворота, но и обходить буйки, резко
разворачиваться.
Моделисты-яхтсмены
соревнуются в 2 классах моделей яхт: управляемых и неуправляемых. В зависимости
от площади парусности, длины корпуса и других характеристик модели яхты
подразделяются на 9 категорий, обозначенных индексами 10, М/С, П и т. д. Теория
корабля — первый помощник моделиста. Чтобы построить по-настоящему «мореходную»
модель, каждый судомоделист обязан знать, что такое плавучесть и запас
плавучести, остойчивость, непотопляемость, ходкость, маневренность,
устойчивость на курсе и управляемость (см. Судно).
Ходовые свойства
построенной модели определяются в основном такими качествами, как
поворотливость — способность маневрировать при поворотах руля, устойчивость на
курсе — способность держать заданный курс при нейтральном положении руля.
Поворотливость модели зависит от многих качеств, например от длины и ширины
корпуса, от осадки, от площади руля.
Одно из самых
важных качеств любой модели — способность развивать наивысшую скорость.
Судомоделисты называют это свойство ходкостью модели. Ходкость зависит от
мощности двигателя, формы кормы, от отделки подводной части корпуса. Моделисты
стараются как можно лучше отделывать корпус модели: сопротивление уменьшается и
скорость модели возрастает.
Основные узлы и
детали. Отделка модели.
Корпуса моделей
делают из дерева, металла, стеклоткани, папье-маше. Юные моделисты обычно
начинают с деревянного корпуса: выдалбливают его из целого куска дерева, или
делают из склеенных вместе досок, или набирают из шпангоутов, килевой рамы,
стрингеров и обклеивают тонкой фанерой. Металлические корпуса паяют, как
правило, из кусков жести. А из стеклоткани выклеивают на деревянной болванке
(см. Сборка моделей).
Изготовление
корпуса модели — это только начало работы. Внешний вид готовой модели
определяют главным образом надстройки, рубки, трапы, вооружение. Как правило,
это мелкие детали и узлы, поэтому изготовление их требует от моделиста
аккуратности и точности. От качества деталей и узлов надстроек зависят и
мореходные качества модели — устойчивость и ходкость.
Готовые модели
грунтуют, шпаклюют, шлифуют и окрашивают масляными, эмалевыми или
нитроэмалевыми красками. Окраска модели должна соответствовать прототипу.
Например, надводную часть военного корабля окрашивают в различные оттенки
серого цвета, а пассажирского судна — белой краской. Корпус грузовых судов
красят в черный цвет, а надстройки — в белый. Подводные части моделей судов и
кораблей чаще всего окрашивают в зеленый или красный цвет.
Микродвигатель,
редукторы, винтомоторная установка. Для судомоделей используют тепловые,
электрические и механические двигатели (см. Двигатели модельные). Большинство
судомодельных двигателей имеют высокую частоту вращения вала, поэтому
моделистам приходится снижать её специальными устройствами — редукторами (см.
Механизм). Устанавливают их в корпусе моделей между двигателем и гребным
винтом.
Модель должна быть
оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом, водяным или воздушным
винтом.
Гребной винт — это
цилиндрическая ступица с лопастями. На современных судах и кораблях их бывает
от 2 до 6. Моделисты используют винты с 2, 3 и 4 лопастями. Гребные винты для
своих моделей юные корабелы рассчитывают и изготавливают чаще всего сами. Но
даже правильно изготовленный гребной винт нередко требует доводки. При
конструировании движителя моделисту необходимо знать, что основные параметры
гребного винта — шаг и диаметр — должны быть такими, чтобы двигатель мог
развить наибольшую мощность.
В двигательный
комплекс любого судна или модели
помимо гребного винта
входит еще один важный элемент —
корабельный руль — пластина обычно прямоугольной формы. Эффективность работы
руля зависит от его сечения.
В современном
судостроении и судомоделировании используют рули 4 видов: рули с рудерпостом,
балансирный, полуподвесной и подвесной. Балансирные рули требуют меньше усилий
для поворота, они не снижают кпд гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно
используют их на своих моделях. От правильного сочетания связки «корпус —
гребной винт — руль» во многом зависит скорость судна или модели.
Моделисты
устанавливают на модель специальные стабилизаторы курса и автоматические
устройства.
Регулировка модели
на воде. Испытание модели. Модель построена. Теперь ее предстоит испытать на
воде и отрегулировать. Сначала проверяют водонепроницаемость отсеков модели.
Если в модели обнаружена течь, отверстие или щель заделывают изнутри
нитро-шпаклевкой, смешанной с опилками. Потом устраняют боковые крены и
дифферент (крен на корму или нос), регулируют остойчивость. Дополнительным
грузом (обычно свинцом) избавляют модель от крена и дифферента, а правильным
распределением полезного груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики
— улучшают остойчивость.
Пробные запуски
самоходных моделей с двумя гребными винтами сначала ' проводят без руля и не на
полную дистанцию. Винты не бывают абсолютно одинаковыми, поэтому обычно на
первых ходовых испытаниях модель отклоняется в ту или иную сторону. В этом
случае спортсмены увеличивают или уменьшают шаг одного из винтов.
Отрегулировав
гребные винты, на модель устанавливают руль и снова запускают на дистанцию, но
теперь уже на полную. На этих запусках, наряду с отработкой курса модели,
проверяют и ее масштабную скорость. Регулируют масштабную скорость добавлением
или уменьшением элементов электропитания либо дополнительным переменным
сопротивлением — реостатом.
Самоходные,
радиоуправляемые, скоростные модели и модели подводных лодок соревнуются на
защищенной от ветров акватории, а вот для моделей яхт, наоборот, подбирают
открытое, хорошо продуваемое место.
Глубина водоема
для моделей подводных лодок должна быть не менее 3 м, для остальных моделей —
не менее 0,5 м.
0 коммент.:
Отправить комментарий