Обычно ажурную вышивку выполняют белыми нитками на белом фоне. Раньше такая вышивка служила не только для украшения белья, но и помогала не перепутать его при сушке и отбеливании на солнце. В принципе однотонная вышивка бывает трех видов: выпуклая, ажурная вышивка и вышивка ришелье, но часто встречаются и сочетания этих видов рукоделия. Выпуклая вышивка хорошо передает контуры и часто используется для выполнения инициалов и других тонких мотивов. Несмотря на однотонностьтакой вышивки, работа будет казаться объемной. Ажурная вышивка -это техника, при которой маленький участок ткани (обычно круглый или овальный) сначала вышивается по краям, при этом края закрепляются, а затем вырезается в центре. Самый известный вид ажурной вышивки -это вышивка ришелье.
Даже мало знакомые с рукоделием люди сразу представляют себе классическую белую вышивку по льну, элементы которой обработаны петельным швом и в которой вырезаны участки ткани различных формы и размера. Типичный признак ришелье -это бриды, которые мостиками пересекают вырезанные участки и придают вышивке стабильность, соединяя ее элементы.
Своим названием этот вид вышивки обязан всемогущему кардиналу Ришелье, министру Людовика XIII. Одна из легенд гласит, что именно он приказал ограничить ввоз дорогостоящих роскошных кружев, которые Франция покупала тогда в Италии, и заменить их кружевной вышивкой по полотну, выполнявшейся на отечественных фабриках. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой. Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел.
Сейчас "ришелье" остается самой изысканной и благородной, самой любимой и популярной вышивкой. Очень нарядно смотрится выполненное на белом полотне постельное и столовое белье: скатерти, дорожки, салфетки. Вышивку "ришелье" можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нити по толщине и цвету. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитями на шелковых тканях.
ТКАНЬ И НИТКИ
Для вышивки используют льняные ткани от тончайшего батиста до грубого "домотканого" полотна. Ажурная вышивка -далеко не самый простой вид рукоделия, поэтому для начала не стоит брать самое тонкое полотно, лучше выбрать ткань со средней толщиной волокон. Равномерно скрученные нитки для вышивания в четыре сложения толщиной от 8 до ЗА подойдут для ажурной вышивки больше, чем менее туго скрученное мулине. Толщина нити должна соответствовать плотности ткани. При выборе материала следует принимать во внимание и узор. Воздушный кружевной узор лучше всего смотрится не на плотной, а на самой тонкой ткани. И наоборот, крупный узор будет хорошо смотреться на ткани средней или большой толщины. В этом случае следует подумать, не взять ли вместо нитей для вышивания более плотную пряжу типа ириса N2 8 или N2 5.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
За небольшим исключением все виды ажурной вышивки выполняются в три приема: перевод рисунка на ткань, настил и вышивка линий узора. Рисунок на ткань переводят, прокладывая по линиям узора швы "вперед иголку". При выполнении настила края участков поверхности обрабатывают тамбурным швом, или просто проложив нити (например, мягкое мулине). Если контуры тонкие, эта операция не выполняется. В заключение участки узора окаймляют, обвивая проложенные нити (для тонких контуров), вышивая гладью (для больших участков поверхности) или петельным швом. В описании работы всегда указано, каким способом выполнять настил и каким швом вышивать линии узора.
Бриды для вышивки ришелье выполняются одновременно с настилом или нанесениемлиний на ткань. На схемах узоров они обычно изображаются простой линией.
Виды швов
Гладь

Важным элементом бельевой вышивки является гладь. Для узких удлиненных элементов узора или точек ее выполняют без настила. Стежки располагаются на ткани прямо или под углом. Если нужно покрыть вышивкой гладью большой участок поверхности, то сначала нужно проложить швом "вперед иголку" контуры этого участка, а затем выполнить настил. При этом стежки располагаются под прямым углом к стежкам настила. Это техника, собственно, и есть выпуклая или бельевая гладь. Чтобы сделать ее еще более пластичной, настил выполняют в три или даже четыре приема. Каждый раз нужно охватывать немного меньшую поверхность, чем при предыдущем этапе. В конце весь контур заполняется плотными стежками глади.
Петельный шов

Петельный шов применяется в ажурной вышивке прежде всего для закрепления "открытых" участков и узких срезов ткани. Выполняется петельный шов слева направо сверху вниз или наоборот, справа налево снизу вверх. Нить всегда должна находиться под концом иглы. Если петельным швом обрабатывают закругленный участок, то с внутренней стороны стежки располагаются ближе друг к другу, чем по внешнему краю. При этом нужно следить за тем, чтобы стежки были на одинаковом расстоянии друг от друга. Стежки петельного шва следует выполнять вплотную один к другому. При вышивании внешних контуров ткани нужно обращать внимание на то, чтобы закрытая сторона шва лежала именно той стороной, где будет срез.
Прорезная гладь

Прорезной гладью "горошком" обрабатывают небольшие круглые отверстия, располагающиеся по одному или целыми рядами, а также остроконечные листочки. Предварительно нужно выполнить контур короткими стежками швом "вперед иголку". Затем крестообразно разрезают ткань, оттягивают уголки ее на изнаночную сторону и равномерно и плотно обшивают край, выводя иглу с другой стороны намеченного контуконтура. Лишнюю ткань осторожно срезают острыми ножницами с изнаночной стороны. Если отверстия совсем маленькие, то их не прорезают, а предварительно протыкают шилом. Прорезная гладь -один из осНОВНЫХ швов ажурной вышивки.
Теневая гладь

"Отверстия", обшитые теневой гладью, -это особенность ажурной вышивки, на их "расширениях" потребуется выполнить больше настила, а затем, края обрабатываются гладью или соответственно прорезной гладью.
Бриды
Бриды одновременно выполняются с настилом. Обычно нитью обвивают 3 протянутых нити, направляя иглу справа налево. Иногда для брид используют петельный шов, при этом возвращаются назад к исходной точке, чтобы продолжить выполнение настила до следующей бриды. Чтобы избежать лишних концов нитей с изнаночной стороны, следует сначала обдумать, в каком направлении следует делать настил. После выполнения бриды можно продолжить настил с противоположной стороны. Таким образом бриды появляются одновременно с контуром узора, чтобы во время второго этапа можно было восполнить недостающие элементы. Позже, завершая вышивку мотива, следует захватывать бриды, чтобы лучше закрепить их.

Простая 6рида. Выполнение простой обвитой бриды показано на рисунке а. При этом захватываются три нити полотна.
Брида, выполненная петельным швом. Эта брида (рис. Ь) тоже захватывает три нити полотна, которые плотно охвачены петельным швом.
Брида, выполненная штопальным швом. Для таких брид (рис. с) требуется четное количество нитей полотна.

Сложные 6риды Чтобы предотвратить появление уплотнений в местах пересечения брид, используют вспомогательные стежки, которые прокладывают крест-накрест тонкой швейной нитью (лучше всего контрастного цвета). При обвитии З-й и 4-й, а также 5-й и 6-й брид следует вводить иглу в месте скрещения в уже обвитые бриды, чтобы соединение было прочным. В конце оплести вспомогательные нити.

Паутинка. На рисунке показано, как сделать паутинку на пяти нитях, заполнив середину. После перештопывания отверстия нити штопки обвивают, как бриды: l-й, 3-й и 5-й лучи -нить снизу, 2-й и 4-й -нить сверху.
Вырезание ткани. После того, как вышиты все контуры, лишние участки ткани (помечены на схемах более темным цветом) осторожно вырезают с изнаночной стороны вдоль выполненных петельным швом краев хорошо заточенными ножницами с острыми концами. Не повредите при этом петельный шов и бриды.
Обработка срезов

Край с мережкой. По краю, например, скатерти, выдерните нити полотна, чтобы получилась полоса шириной 5 мм. Срежьте наискосок углы, дважды подверните подгибку и приметайте ее. Для мережки захватывайте по 2-5 нитей полотна, выполняя короткий шов вдоль края подгибки, при этом вводите иглу на расстоянии 3-4 нитей от края. Продолжайте выполнять мережку. Таким же образом выполните шов вдоль внутреннего края мережки, захватывая те же нити ткани. Получится аккуратно обработанный край, отделанный мережкой с узором из простых столбиков.

Фестонный край. Чтобы наметить аккуратный фестонный край, можно воспользоваться монетами. После того, как контуры намечены швом "вперед иголку" и этими же или скрещенными стежками выполнен настил, фестоны вышивают петельным швом, располагая стежки плотно друг к другу. Свободные от вышивки края ткани выкраивают с при пуском 2 см, подворачивая ткань два раза на ширину 1 см.
Уход за вышитыми изделиями
Если вы собираетесь стирать вышитое изделие в стиральной машине, лучше всего поместить его в мешочек (например, в старую наволочку) и зашить его несколькими стежками. От отжима в центрифуге и сушке лучше отказаться. Лучше отжать вышивку, завернув ее в махровое полотенце, а затем прогладить через лоскут льна, пока она еще не высохла. Чтобы кончик утюга не повредил тонких кружев, вышивку ришелье всегда следует гладить через кусок ткани.
0 коммент.:
Отправить комментарий