Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь вфеодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
История развития жанра
Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. В древнегреческой вазописи и рельефах появились бытовые, несложные сюжеты; значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре, в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни.
В средневековье, с развитием светских гуманистических тенденций, в искусстве возникали жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе, и в Азии.
Эпоха Возрождения
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии , а затем в Нидерландах и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров(венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель), изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс,Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена), и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
XVIII век
- Англия: Хогарт
- Франция: Ватто, Фрагонар, Шарден, Грёз
- Италия: Лонги
- Германия: Ходовецкий
- Польша: Норблен
- Испания: Гойя
- Россия: Шибанов, Ерменёв
- Россия: Венецианов и венециановская школа, Федотов, Перов, Мясоедов, Савицкий, Репин, Серов
- США: Хомер
- Англия: Уолтер Сикерт
- Шотландия: Уилки
- Германия: Керстинг, Шпицвег, Менцель, Лейбль, Либерман
- Франция: Жерико, Декан, Домье, Курбе, Милле, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог
- Италия: Джованни Фаттори
- Голландия: Исраэлс
- Франция: Стейнлен
- Англия: Брэнгвин
- Германия: Кольвиц
- Мексика: Ривера
- США: Беллоуз
- Италия: Гуттузо
- СССР: Кустодиев, Владимиров, Иогансон, Пименов, Пластов, Непринцев, Лактионов, Яблонская, Решетников, Позднеев, Савинов, Борисов.
- Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959.
- Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX — начала XX века, М., 1964.
0 коммент.:
Отправить комментарий